Консультация
«Система работы детского сада по правовому воспитанию»
Работа по правовому воспитанию направлена на воспитание в детях уверенности в себе, самоуважения и уважения к другим людям, и заключается она в формировании основ правового сознания.
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
К нормативно-правовым документам по правам ребёнка относятся:
- Всеобщей декларации прав человека (1949 год)
- Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Уголовный кодекс Российской Федерации.
- Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
- Устав учреждения.
- И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.
Историческая справка.
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)
Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.
В детском саду правовое образование состоит из трех блоков: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.
Цель работы по правовому воспитанию — формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
- Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
- Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
- Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
- Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Эти задачи в дошкольном учреждении решаются через:
— организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
— самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения и совместная деятельность включают в себя:
- Знакомство с правами человека на занятиях.
- Беседы на этические темы.
- Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
- Физкультурно-оздоровительная деятельность.
- Изобразительная, трудовая деятельность.
- Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
- Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей включает:
- Работу с литературой.
- Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
- Разные виды игр.
- Продуктивные виды деятельности.
- Двигательную активность
Методы работы с детьми:
- Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
- Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в:
- Дидактические игры типа: «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право».
- Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
- Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
- Метод драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще «театральный инстинкт» — стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
- Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов.
- Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания должна проводиться совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.
Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление.
От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей. В ДОУ приемлемы следующие формы работы с семьёй по данному направлению: анкетирование родителей по вопросам правового воспитания, изучение семей (социальный паспорт семьи), выявление семей группы риска, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, выставки семейных работ, совместные праздники, Дни здоровья, оформление информационных стендов, папок-передвижек.
В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:
— активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
— формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;
— позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;
— обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;
— пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Конвенция о правах ребенка
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Преамбула
Государства-участники настоящей Конвенции,
считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека2 и в Международных пактах о правах человека3 провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,
напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,
убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,
признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,
считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,
принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 19244 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года1, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24)3, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10)3, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»5,
ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях6, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)7 и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов8,
признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,
учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,
признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,
согласились о нижеследующем:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
1. Общие положения
- Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – федеральные требования) выполняют роль примерных для родителей детей дошкольного возраста при осуществлении дошкольного образования в условиях семейного воспитания.
- Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- На основе настоящих федеральных требований разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
основные общеобразовательные программы дошкольного образования, разрабатываемые, утверждаемые и реализуемые в дошкольном образовательном учреждении;
авторские общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей).
- Федеральные требования пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.
- На основе настоящих требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования в процессе лицензирования и государственной аккредитации.
- Федеральные требования обязательны для применения и соблюдения всеми образовательными организациями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.
- Основными пользователями федеральных государственных образовательных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:
педагогические коллективы образовательных организаций, ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;
органы, осуществляющие управление в сфере образования, руководители образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;
педагогические коллективы и руководители общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования;
организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
организации и учреждения, авторские коллективы, разрабатывающие авторские общеобразовательные программы дошкольного образования (комплексные и по освоению отдельных образовательных областей);
уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль и надзор соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования;
организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;
организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования и переподготовку кадров для системы дошкольного и начального общего образования;
объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования;
учредители негосударственных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права…
Требования организации предметной среды и жизненного пространства.
(Н.Михайленко. Н.Короткова)
1.Предметную среду организовывать таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки и материалы для привлекающего их вида деятельности, для реализации своих замыслов.
2.Пространство групповой комнаты обустроить таким образом, чтобы дети имели возможность играть как небольшими подгруппами, так и индивидуально, не находясь постоянно в утомляющей их многочисленной группе (т.е. пространство групповой комнаты имеет смысл строить ниши образно, отделяя части комнаты низкими стеллажами, ширмами и т.п.)
3. Пространство групповой комнаты, используемое для занятий, необходимо избавить от казенно-школьной атрибутики, т.е. придать помещению более непосредственный, домашний вид.
Все части пространства в зависимости от конкретных задач момента должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные трансформируемые границы.
Пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики- тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Стабильная учебная зона должна превращаться в полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно должно с легкостью менять свой облик, принимая как бы три ипостаси. Это может быть, во-первых, «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью), во-вторых, «лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью), и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослым.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ( Марецкая Н.И.)
Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения, т.е. в активной, содержательной деятельности самого ребенка, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник упражняет свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. Добиваться поставленной цели. Показателем развития ребенка является не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать и убрать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со сверстниками и взрослыми.
Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено ребенком в практической деятельности. Педагог, наблюдая за воспитанниками, вдумчиво и рационально организует развивающее пространство.
Построение предметной среды — это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
О продолжительности рабочего времени педагогических работников: Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»